Во времена правления Рима известные историки, такие как Полибий, Ливий и Плутарх, задокументировали возвышение Римской республики, организацию и историю других народов, в то время как государственные деятели, такие как Юлий Цезарь, Цицерон и другие, приводили примеры политики республики, римской империи и войн. Изучение политики в эту эпоху было ориентировано на понимание истории, методов управления и описание функционирования правительств. наука

Римское завоевание Греции не уменьшило уровень образования и культуры в греческих провинциях. Напротив, признание греческих достижений в области литературы, философии, политики и искусства высшим классом Рима совпало с ростом процветания Римской империи. Греческие поселения существовали в Италии на протяжении веков, и умение читать и говорить по-гречески не было редкостью в итальянских городах, таких как Рим. Более того, поселение греческих ученых в Риме, добровольно или в качестве рабов, дало римлянам доступ к преподавателям греческой литературы и философии. И наоборот, молодые римские ученые также учились за границей, в Греции, и по возвращении в Рим смогли донести греческие достижения до своего латинского руководства. И, несмотря на перевод нескольких греческих текстов на латынь, римские ученые, стремившиеся к высочайшему уровню, делали это, используя греческий язык. Римский государственный деятель и философ Цицерон (106-43 до н.э.) был ярким примером. Он учился у греческих учителей в Риме, а затем в Афинах и на Родосе. Он освоил значительную часть греческой философии, написал латинские трактаты по нескольким темам и даже написал греческие комментарии к Платону Тимей, а также его латинский перевод, который не сохранился.

Вначале поддержка стипендий в области греческих знаний почти полностью финансировалась римским высшим классом. Существовали всевозможные договоренности, начиная от прикрепления талантливого ученого к богатому семейству и заканчивая владением образованными рабами, говорящими по-гречески. Взамен ученые, добившиеся успеха на самом высоком уровне, были обязаны давать советы или поддерживать интеллектуальное общение своим римским благодетелям или даже заботиться об их библиотеках. Менее удачливые или состоявшиеся люди учили бы своих детей или выполняли черную работу. Уровень детализации и изощренности греческих знаний был скорректирован в соответствии с интересами их римских покровителей. Это означало популяризацию греческих знаний путем представления информации, имеющей практическую ценность, такой как медицина или логика (для судов и политики), но исключающей тонкие детали греческой метафизики и эпистемологии. Помимо основ, римляне не ценили натурфилософию и считали ее развлечением для досуга.

Комментарии и энциклопедии были средствами, с помощью которых греческие знания популяризировались для римской аудитории. Греческий ученый Посидоний (около 135-51 гг. до н.э.), уроженец Сирии, много писал по истории, географии, философии морали и естественной философии. Он оказал большое влияние на латинских писателей, таких как Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.), который написал энциклопедию Девяти книг по дисциплинам, которая охватывала девять искусств: грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, медицину и архитектуру. Дисциплины стали образцом для последующих римских энциклопедий, а "девять свободных искусств" Варрона считались подходящим образованием для римского джентльмена. Первые семь из девяти искусств Варрона позже определят семь свободных искусств средневековых школ. Вершиной популяризационного движения был римский ученый Плиний Старший (23/24–79 н.э.), уроженец северной Италии, написавший несколько книг по истории Рима и грамматике. Его самой известной работой была его объемная "Естественная история".

После смерти римского императора Марка Аврелия в 180 году н.э. благоприятные условия для образования в Римской империи были нарушены политическими волнениями, гражданской войной, упадком городов и надвигающимся экономическим кризисом. Примерно в 250 году н.э. варвары начали нападать на римские границы и вторгаться в них. Эти объединенные события привели к общему ухудшению политических и экономических условий. Уровень жизни римского высшего класса серьезно пострадал, и потеря досуга привела к сокращению научных занятий. Более того, в 3-м и 4-м веках н.э. Римская империя была административно разделена на две половины: греческий Восток и латинский Запад. Это административное деление ослабило интеллектуальный контакт между двумя регионами. В конце концов, обе половины пошли разными путями, и Греческий Восток стал Византийской империей. Христианство также неуклонно распространялось в течение этого времени и вскоре стало главным покровителем образования на Латинском Западе. Первоначально христианская церковь приняла некоторые из инструментов рассуждения греческой философии во 2-м и 3-м веках н.э., чтобы защитить свою веру от искушенных оппонентов. Тем не менее, греческая философия получила неоднозначный прием со стороны лидеров и приверженцев христианской веры. Некоторые, такие как Тертуллиан (около 155-230 гг. н.э.), были яростными противниками философии, называя ее еретической. Другие, такие как Августин Гиппонский (354-430 гг. н.э.), придерживались двойственных взглядов и защищали греческую философию и науку как наилучшие способы понимания природного мира и поэтому относились к ним как к служанке (или прислужнице) религии. Образование на Западе начало постепенно приходить в упадок, вместе с остальной частью Западной Римской империи, из-за вторжений германских племен, гражданских беспорядков и экономического коллапса. Контакт с классической традицией был утрачен в определенных регионах, таких как римская Британия и северная Галлия, но продолжал существовать в Риме, северной Италии, южной Галлии, Испании и Северной Африке.